Boeing 777 Малайзийских авиалиний был сбит ракетой системы «Бук М1» с позиции в городе Снежное Донецкой области, полагают журналисты-расследователи. Комплекс был доставлен туда 53-й бригадой ПВО России, базирующейся в Курске, для защиты российских танков от украинских штурмовиков. Журналисты приходят к такому выводу на основании реконструкции пути самоходной огневой установки «Бук» по Донецкой области и разговора с ключевым свидетелем запуска ракеты. Это мужчина из Снежного, который 17 июля 2014 года был дома и «видел, как она летела».
В идентификации «Бука» 53-й Курской бригады журналисты опираются на данные британской расследовательской команды Bellingcat.com, чей метод — скрупулезно изучать следы событий в Интернете, в том числе в социальных сетях. 17 июля, за несколько часов до катастрофы, автовоз с «БУКом» проехал по донецкой дороге №21 — его заснял фотограф французского журнала Paris Match, запечатлев, как пишет CORRECT! V, «небрежно закрашенные идентификационный номер и другие опознавательные знаки». Расследователи Bellingcat в ноябре пришли к заключению, что «Бук», ехавший из Донецка в Снежное в день катастрофы, в июне был сфотографирован в составе военного конвоя, следовавшего из Курска в направлении украинской границы. В конвой, как утверждает CORRECT! V, входил командированный отряд 53-й зенитно-ракетной бригады, базирующейся в Курске, а в конце июня конвой въехал на территорию Украины.
17 июля машина с тем же «БУКом» была заснята в нескольких местах на пути по Донецкой области. Наконец, огневая установка достигла Снежного, где была уже запечатлена на собственном ходу, без платформы, с четырьмя ракетами. Расследователи CORRECT! V пишут, что побывали во всех местах в Донецкой области, где 17 июля в объективы разных людей попала одна и та же установка «БУК М1», и подтвердили подлинность изображений. «Остается мало сомнений в том, что 53-я российская бригада ПВО из Курска заняла позицию в Снежном на востоке Украины в тот фатальный день», — отмечают авторы расследования.
Журналисты цитируют немногих жителей Снежного, которые согласились говорить. «Я слышала громкий взрыв», — рассказала женщина, которая была дома 17 июля 2014 года, затем ей позвонила соседка и сообщила о сбитом самолете: «Мы видели дым». На другие вопросы женщина отвечать отказалась. Другие люди боятся говорить с журналистами. «Они убьют меня, если я скажу что-нибудь», — поделился один мужчина. Но CORRECT! V утверждает, что нашла свидетеля запуска ракеты. Другой мужчина неохотно рассказывает, что самолет сбили ракетой: «Мы видели, как она летела». По его словам, перед этим его друг видел машину с четырьмя ракетами, но говорить не будет — «опасное время сейчас».
Доказательства от противного
У журналистов, проводивших расследование, нет строгих доказательств того, что малайзийский «Боинг» сбила ракета «Бук» курской бригады ПВО, не говоря уже о том, что системой управляли российские военные, а не ополченцы. Но расследователи считают все альтернативные версии несостоятельными. Вскоре после катастрофы начальник главного оперативного управления Генштаба РФ, генерал-лейтенант Андрей Картаполов на специальном брифинге представил две версии случившегося: по лайнеру мог выпустить ракету украинский штурмовик Су-25 или самолет могла уничтожить бригада «БУК» украинской армии (спутниковые снимки Минобороны зафиксировали 17 июля батарею «Буков» недалеко от поселка Зарощенское в Донецкой области).
Но предварительный отчет комиссии по транспортной безопасности Нидерландов, опубликованный в сентябре 2014 года (.pdf), не указывает на возможное нахождение военных самолетов рядом с MH 17. Кроме того, картина разрушений корпуса Boeing показывает, что «объекты, обладавшие высокой энергией», пробили переднюю часть фюзеляжа и кабину пилотов — об этом также говорилось в голландском отчете. Но пилоты боевых самолетов атакуют вражеское судно в хвостовую часть, а не спереди. Если штурмовик приближается спереди, то он может быть замечен пилотами, и оба самолета будут стремиться друг к другу на высокой скорости, отмечают журналисты CORRECT! V. Речевой самописец в кабине пилотов не зарегистрировал никаких аномалий, аудиозапись обрывается внезапно, то есть экипаж не заметил перед собой ничего опасного.
Авторы расследования развенчивают и вторую версию: они побывали в Зарощенском и опросили местных жителей: никто ничего не видел и не слышал. «БУК» не стрелял из Зарощенского 17 июля 2014 года. И уж точно не украинская армия, она не контролировала поля в Зарощенском в то время», — резюмируют журналисты.
Наконец, расследователи сомневаются, что «Буком» могли управлять сепаратисты. «БУК» устарел, но остается исключительно сложным и опасным комплексом; его управление требует постоянного обучения, указывают они со ссылкой на экспертов. Журналисты пишут, что говорили с лидерами сепаратистов — командиром Александром Ходаковским, заместителем премьера ДНР Андреем Пургиным, «спрашивали экспертов ПВО и свидетелей, слушали выпускников высшего зенитного ракетного училища и бывших солдат 53-й бригады ПВО в Курске — они все согласны, что сепаратисты не в силах использовать „БУК“. „Нет сомнений, что приказ стрелять по MH 17 дал российский офицер“, — считают авторы CORRECT! V. Они предполагает, что приказ мог отдать кто-то из офицеров 53-й бригады ПВО России, но не смогли побеседовать ни с кем из курских военных — подступиться к ним не удалось.
Свой — чужой
Журналисты не делают предположений, почему российские военные или украинские сепаратисты могли сбить пассажирский самолет. Но они отмечают, что активный радар «БУК» не способен точно определить тип самолета-мишени. Операторы пусковой машины могут лишь определить, друг или враг, свой или чужой. Дружественные — это самолеты собственной военной авиации, а все остальные — «враги», в том числе гражданские самолеты. При активной радиолокации радар представляет угрозу и самой команде «БУК», она может быть обнаружена пилотом вражеского самолета, и «выживает тот, кто стреляет первым».
Кроме Су-25 украинские военно-воздушные силы имеют в наличии штурмовики «Миг-29», способные подниматься на высоту 18 тыс. м (MH 17 летел на высоте около 10 тыс. м). Штурмовик может снижаться для атаки на танки и комплексы «БУК» противника. Команда «БУКа» подвергается риску, если она не атакует на высоте приближающийся самолет противника. «Гражданский трафик в воздухе предоставляет штурмовикам драгоценные секунды в их сражении с „БУКом“. Украинский штурмовик может прятаться за пассажирским самолетом, — пишут авторы расследования. — Каждый, кто метит в штурмовик c земли, грозит попасть в гражданский. Это похоже на перестрелку на Диком Западе».
Авиакомпании не видели угроз и продолжали летать над восточной Украиной, а украинские авиационные власти закрыли воздушное пространство ниже 10 тыс. м, хотя высота выше 10 тысяч — тоже зона боевых действий в современной танковой войне. Украинские штурмовики «прятались за самолетами, полными людьми, ставя под угрозу сотни невинных жизней». Европейские правительства, по мнению авторов расследования, тоже должны разделить часть ответственности: «они боялись войну на востоке Украины назвать войной и не предприняли соответствующих мер, не запретили авиакомпаниям летать над зоной военных действий». Но Россия ответственна прежде всего, уверены журналисты. «Россия дестабилизировала восточную Украину и отправила войска и вооружение на территорию сепаратистов, которое было использовано для того, чтобы сбить MH 17. И не имеет значения, было это сделано намеренно или по случайности в момент паники».